Конспект занятия развитию речи в подготовительной группе

Конспект составил: Борисенко С.Ф.

Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козел».

Задачи: Познакомить детей с новой русской народной сказкой; закрепить умения отвечать на вопросы по содержанию сказки; подвести к пониманию значения образных выражений, слов характеризующих движения героев; формирование умения передавать в рисунках сюжеты народных сказок.

Развивать творческое воображение и умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения); содержательно и выразительно пересказывать сказку и драматизировать.

Воспитывать интерес и любовь к сказкам, умение слушать рассказы других людей.

Материал:иллюстрации к русским народным сказкам, 3шапочки лисы, 3 шапочки козла, иллюстрации к сказке «Лиса и козёл, доска, фланелеграф, альбомные листы, фломастеры.

Ход занятия

Содержательный этап

Организационная часть

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

К вам решилась я зайти

И сказочку принести! Ведь зовусь я бабушкой-рассказчицей!

В сказку вас я позову и дорогу покажу,

Не видали здесь клубочка?

Он волшебный у меня. Путь дороженьку покажет.  Только где ж он?

Затерялась я, однако, как я в сказку проведу?

-Сбегай, Паша, дружок, поищи-ка мой клубок. А теперь катни клубочек в путь-дороженьку смелей, в сказку нас веди скорей!

Мотивация к занятию

-Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Обратите ваше внимание на мольберт и скажите, что изображено на этих иллюстрациях. (Сказки)

-А какие сказки? (Лиса и журавль, Гуси - лебеди, Волк и козлята, Лисичка-сестричка и волк, Маша и медведь, Репка, Курочка Ряба)

-Молодцы. Ребята, рассмотрев эти иллюстрации, как вы думаете с чем я хотела вас познакомить? (со сказкой)

-А вы любите сказки(Да)

-А вы хотите познакомиться с новой русской народной сказкой(ответы детей)

 Содержательный этап

-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой и научимся ее пересказывать. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что – то новое и интересное.  Название сказки вы отгадаете, если найдете из предложенных вам картинок лишние. 
Собака, корова, свинья, кролик, лошадь, баран, лиса, кошка-лиса( т. к все слова обозначают домашних животных, а лиса дикое животное.)
 Волк, медведь, козел, белка, кабан, тигр, олень заяц-козел. (т.к все слова обозначают диких животных, а козел – домашнее животное).
-Повторите выделенные вами слова- лиса, козел. 
Сказка называется «Лиса и козел». 

-А сейчас я вам предлагаю всем сесть на стульчики и послушать сказку.

Чтение сказки (используются иллюстрации к сказке)

Вопросы к сказке

-Как называется сказка?

-Кто главные герои этой сказки?

-Что случилось с лисой?

-Почему лиса упала в колодец?

-Кто подошёл колодцу?

-Что он спросил у лисы?

-Что лиса ответила ему?

-Почему козёл попал в тот же колоде?

-Что сказала лиса, когда козёлпрыгнул в колодец?

-Как лиса выбралась из колодца?

-Ребята, а если бы вы очутились в сказке, что бы вы услышали (как лиса разговаривала с козлом) 
-Каким голосом лиса говорила? (ласковым, нежным, мягким) 
-Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. 
«Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась» 
-А как лиса стала разговаривать с козлом потом? (сердито, громко, грубо, гневно)

 -Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась. 
«Эй, бородатый дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал». 
-А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково. 
-А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито. 
-Молодцы! Смогли показать характер лисы. 
А чем закончилась сказка? 
«Чуть было не пропал козел с голоду в колодце, насилу-то его да за рога вытащили». 
-Вам понравилась сказка? А сейчас я вам предлагаю ещё раз послушать эту сказку, но слушайте внимательно и запоминайте, потому что вы её будете пересказывать.

Физкультминутка

У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)

Повторное чтение сказки

-А сейчас я вам предлагаю пересказать сказку по очереди. (Дети)

-Молодцы ребята. А сейчас мы будем работать в группах. Для этого вам нужно поделитесь по четыре человека в группу, где должны быть две девочки и два мальчика. Пожалуйста поделитесь. У нас получилось три группы в каждой группе есть две девочки и два мальчика. А теперь каждая группа подойдите пожалуйста к своим столам. На столе у вас лежат шапочки. Девочки будут играть лисичек, а мальчики будут играть козлов. Наденьте пожалуйста шапочки. У вас в каждой группе получилось по две пары лисичек и козлов. Теперь у вас есть возможность пересказать сказку друг другу. Одна пара пересказывает, а другая слушает, потом другая пересказывает, а другая слушает. Ребята давайте будем помнить, что, когда вы будете пересказывать сказку, не мешайте друг другу. Пожалуйста приступайте.

-Молодцы ребята я вижу вы умеете работать группами. Шапочки кладите на место.

Дид.игра «Идем в гости к лисе и козлу» 

На столах  лежат  картинки со звуками [з],[с]. Дети определяют определенный звук располагают картинки на мольберте возле картинок козла и лисы.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Скажи по-другому».

Я вам называю слова из сказки, а вы называете слова по-другому, как вы их понимаете. Готовы?

-Как можно сказать по- другому:

- на ворон зазевалась;

-на силу отыскали;

-коли хочешь.

Рефлексивный этап

-Молодцы ребята вы правильно подобрали слова. Скажите пожалуйста с какой сказкой мы сегодня познакомились? Что вам больше всего вам запомнилось? Чему учит вас эта сказка?А сейчас я вам предлагаю сесть за столы и нарисовать любой понравившийся эпизод из сказки.

Сказка «Лиса и козел»

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает, заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная: прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Занятие по развитию речи

Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козел».

Загадать ребенку загадку:

- Что за зверь опасный, ходит в шубке красной,

Снег разгребает, мышек хватает (лиса)

- Он рогат и бородат строго смотрит на ребят.

Если кто озорничает, то того он забодает (козёл)

-Как ты думаешь, как называется сказка

Чтение сказки «Лиса и козел»

Вопросы к сказке.

-Как называется сказка?

-Кто главные герои этой сказки?

-Что случилось с лисой?

-Почему лиса упала в колодец?

-Кто подошёл колодцу?

-Что он спросил у лисы?

-Что лиса ответила ему?

-Почему козёл попал в тот же колоде?

-Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?

-Как лиса выбралась из колодца?

-Чем закончилась сказка?

-Тебе понравилась сказка? А сейчас я предлагаю ещё раз

послушать эту сказку, но слушай  внимательно и запоминай,

потому что ты  будешь ее пересказывать.

 Повторное чтение сказки.

-А сейчас я предлагаю пересказать сказку.  

-Давай с тобой поиграем в сказку. Я буду Лисой, а ты Козлом.

Пересказ сказки в диалоге.

Давайте поиграем!

Физминутка

У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)

Подвижная игра «Пошел козел по лесу»

Пошла козел по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай, коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем. потопаем, потопаем.

Нарисовать любой понравившийся эпизод из сказки.

Рисунки сфотографировать и выслать.

 Можно на видео снять пересказ сказки и выслать.