Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Р]»
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, всловах)
Задачи:
1. Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
2. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3. Развивать фонематический слух, подвижность языка.
Материал: Мягкая игрушка – тигрёнок или картинка с изображением тигра , мяч резиновый, лист бумаги, рукавичка.
Ход занятия
Задание1:Предложите ребенку, вспомнить, какой звук похож на рычание?
Показать игрушку, и обратить внимание на нее, спросить кто это?(отв.)
А как рычит тигрёнок?
Предложить ребенку произнести этот звук вместе.
Показать ребенку, где находится кончик языка при произнесении звука Р (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать)
Звукоподражаний и слов, в которых есть звук Р очень много. Предложить ребенку произнести некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.
Вопросы:
а где мы купаемся летом?
Река, море
А какие цветы со звуком Р ты знаешь?
Ромашка, роза
А что это такое? (показать рукавичку)
А из какого материала сделан мяч, какой он?
А какого цвета листок я показываю?
Физкультминутка. «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
Задание Прочитайте ребенку скороговорку «Ворона». Объясните, что нужно четко проговаривать кар-р-р, вы называете слово.
Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина.
Задание.Поиграйте с ребенком в игру «Не ошибись». Взрослый произносить слова, услышав слово, начинающееся со звука Р, хлопает в ладоши.
Ромашка, утро, дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзак, розетка, радио, рука, кровать.
Задание:Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Про всё на свете»:
Роет землю сеРый кРот – РазоРяет огоРод.
Вопросы по прочитанному
в каких словах ты услышал звук Р?
Задание:Отгадать загадку
Без рук, без ног,
а дверь отворяет (ветер) (Похвалить ребенка)
Ответы детей